Главная » Статьи » Мои статьи |
Уманское чудо
Ум ань... Один из старинных городов Украины. Попадая сюда впервые, невольно замечаешь, что тут очень много туристов. Слышится разноязыкая речь... И сразу же возникает ощущение какого-то внутреннего ожидания: здесь тебе предстоит что-то интересное?.. Может встреча?.. Да. Встреча с «Софиевкой»... У парка столь неповторимая история, о нем сложено так много легенд и сказаний, что быть в Умани и не услышать о «Софиевке», не побывать там - невозможно. Когда возник город? В письменных источниках Умань упоминается уже в начале XVII века. Однако название реки Уманки или Умы находим в исторической хронике 1497 года. Вероятно, что свое название город получил от названия реки. «Расположен город на холмистой возвышенности с крутыми скатами по обоим берегам реки Умы или Уманки, которая впадает в Ятрань в 25 верстах от города. Эти две небольшие реки протекают среди скал»,-читаем в одном из старинных исторических справочников. 4902010000-076 М203(04)-84 63.39.33.83 Издательство сБудгвельиик», 1973. лательство «Будгвельник», 1980, ,еаиями и дополнениями. Исследователи считают, что Умань вместе со многими населенными пунктами возникла как мощный оплот, построенный для защиты от вражеских нападений. Историк А. Смоктий в журнале «Киевская старина» за 1882 год писал о том, что уманская земля не знала часа покоя. Эту же мысль подтверждает В. Ивашенко «Историческом очерке Умани и «Царицына сада» («Софиевки»), изданном в 1895 году. Прошлое Умани богато событиями, о которых стоит рассказать. середине Ху века Умань и ее окрестности по дарственным грамотам принадлежали Семену Кошке, литовскому князю с Волыни. Таким образом, Умань вошла состав Литвы. В это *же время началось вторжение на Умань турецко-татарских войск из Крымского ханства. середины XVI века положение значительно ухудшилось. По Люблинской унии (1569 г.) Литва объединилась с Польшей в одно государство - Речь Посполитую. В борьбе Украины за независимость важное место принадлежало крестьянско-казацким восстаниям конца XVI века. Так, в 1594 году вспыхнуло восстание во главе с С. Наливайко, который на Уманщине набирал для себя «храбрецов отчаянных» . Гром победы Богдана Хмельницкого под Желтыми Водами и Корсунем докатился и до Умани. Польский гарнизон укрепился в уманском замке, окруженном рвами, и был готов принять бой. Здесь и должна была схлестнуться ярость народная с польской шляхтой. июне 1648 года к стенам Умани подошли воины Хмельницкого. Загремели первые выстрелы. Один из ближайших соратников Богдана Хмельницкого Максим Кривонос со своим войском влетел в ворота Умани, открытые горожанами. Не раз защитники Умани встречали врага мощны м огнем и в ожесточенном рукопашном бою отбрасывали его от города. ...В январе 1655 года польская шляхта, заключив союз татарами, снова напала на Украину.С. Потоцкий писал: «Если 6ы бог дал Умань уничто жить, тогда от Буга и до самого Днепра неприятель Польше не имел 6ы на что опереться». На этот раз иСороной Умани руководил Иван Богун. двенадцатитысячным войском Богун расположился наиболее укрепленном месте, окруженном высокими валами. Защитники города, встречаясь с врагом, всегда 1iрояиляли воинскую сметку, находчивость, мудрость. "ак было и в этот раз. Казаки облили валы водой, крепкий мороз сковал их льдом. Современники сравнивали укрепление Умани с известной голландской крепостыо Бредой, считавшейся по тем временам неприступной. вот разыгралась жестокая битва. Неприятель упорно наседал на крепость. Подступы к городским укреплениям были усеяны трупами врагов. Долго шел бой. Татары и шляхтичи, сменяя одну волну за другой, ползли по льду. Первая линия уманской крепости пала. Враг подошел ко второму валу. Однако уманцы не сдавались. Собравшись с силами, Богун снова ударил по врагу - и неприятель понес значительные потери. на помощь Богуну уже спешил Хмельницкий. Узнав о6 этом, польская шляхта сняла осаду города. Но это был лишь коварный маневр. Пушечные залпы словно зарницы вспыхнули в ночном небе. На поле за Охматовым, находящимся в 50 верстах от Умани, шляхтичи атаковали. Украинские русские воины, столкнувшись лицом к лицу с врагом, храбро отбивались. Решающим был удар отряда Богуна тыла. Война между Россией и Полыией за Украину завершилась Андрусовским перемирием 1667 года, по которому Левобережная Украина и Киев остались в составе России, а Правобережная Украина, в частности Умань,отошла к Польше.После смерти Богдана Хмельницкого среди казацких старшин начались распри. Этим воспользовались враги. Неоднократно они опустошали Умань, но город воскресал и поднимался из пепла. В 1673 году уманцы разбили гарнизон ставленника Турции гетмана Дорошенко. На следующий год турецкий визирь послал войска для расправы с непокорным городом. Вместе с ними в Умань прибыли дорошенковы старшины и предложили осажденным жителям сдаться, обещая помилование. Полковник Яворский отправился в неприятельский стан для переговоров, но там был схвачен и взят в плен. Такая же участь постигла и других представителей города. Уманцы храбро защищались. У Грекова леса турки начали строить укрепления, устанавливали батареи. Две недели продолжалась осада города. Подкопавшись, враги взорвали часть городской стены. Но уманцы успели заложить пролом. Тогда турки, воспользовавшись подземным ходом, ворвались в город и жестоко расправились с его защитниками, среди которых было много стариков, женщин, детей. Немногие жители остались в живых. Предместье Умани (между старым городом и «Софиевкой»), где был расположен турецкий лагерь, до сих пор называется «Турок». По свидетельству летописца Самовидца, уманцы стойко защищали каждую пядь родного города, но силы были неравные: противник более чем в десять раз превосходил их. Они «усе полегли, а иных на льохах (погребах), соломы понаваливши, турки подушили (дымом), а иных, не щадя малого и великого, у Раковской брамы, где былiл остатне в месте сперлися (где собрались`оставшиеся в городе), усах вистинали (всех изрубили) ... Итак, Умань - преславный город украинский пограничный с церквами божими и с христианским народом дощенту (дотла) спалили и опустившили». От тех грозных дней нас отделяют века, но, как жи‑ные, встают перед нами сильные и бесстрашные умаii 1 ы, славные защитники своей земли. Эвлия Челеби, турецкий писатель XVII века, автор 1 Iутешествийх', побывав в Умани, говорил об уманцах г.ак о СТОЙКИХ и мужественных людях. С 1726 года Умань стала принадлежать Потоцким. господство польской шляхты привело к еще больше-г г у ухудшению положения народных масс. Украинские крестьяне, стремившиеся к воссоединению с Россией, иодиергались жестоким репрессиям. В этой обстановке в 1768 году на Правобережной Украине вспыхнуло крестьянское восстание «Колиивiiцина», которое возглавил Максим Зализняк - бедняк, запорожский казак. Первые удары Зализняк нанес по Смеле. Взяв приступом Черкассы, Богуслав, Корсунь, он обошел Белую Церковь и двинулся на Умань - самую сильную крепость того времени. Своему другу Односуму Зализняк приказал: «Хлопче, егери коня i гайда до отця Мельхиседека, а ми тут тебе иочекаЕмо. Розпитай, де нам чекати Гонту» . Губернатор Умани Рафаил Младанович решил сохранять полное спокойствие. Считая, что пир по случаю бракосочетания его дочери поднимет дух горожан, он назначил его на день штурма и пожелал отличиться гарнизону, «дабы запорожская голь была прогнана». Охранял Умань полк Обуха, а во главе казацкой сот-пи стоял Иван Гонта, сын крестьянина из села Росошек (близ Умани), любимец графа Потоцкого. Будучи выходцем из украинской крестьянской семьи, Гонта преиосходно говорил и писал по-польски, отличался природным умом, не раз проявлял храбрость. Граф предоставил Гонте в пожизненное пользование село Росошек iнместе с Орадовкой. Но крестьянский сын не мог смириться с беспощадной эксплуатацией украинского народа польскими панами. Выведя свой полк за пределы Умани, Гонта в степ разбил лагерь и решил ждать 3ализняка. Наконец, настал день их встречи в поле под Соколов кой. Сообща они обсудили план осады Умани. Младанович решил, что Гонта возвращается с повинной. Но полки подошли к Грековому лесу и стали готовиться к битве со шляхтой. Несколько часов длился тяжелый бой. В результате восставшие овладели Уманью Восстание «Колиившина» носило не только нацио нальный, но и социальный характер. Екатерина II, она саясь дальнейшего роста крестьянского движения, по могла шляхте подавить народное восстание. Жестоко расправлялись с гайдамаками польские па нь1. Король Станислав Понятовский приказывал гетман Браницкому: «Если встретятся вам новые заключенны из огайдамаченных хлопов, прикажите по одной но по одной руке каждому десятому отрубить». Браниц кий отвечал, что в «селах, в которых вспыхнет восста ние, известным образом всех будут вырезывать с детьм женщинами». «Колиивщина»... Она глубоко запечатлелась в памят народной, сохранилась в преданиях, удивительных песнях и думах, художественной литературе. О великом народном гневе, страшных пытках, которым подвергались гайдамаки, боровшиеся «за святую правду-волю», рассказал великий украинский поэт-революционер Тарас Григорьевич Шевченко в замечательной поэме «Гайдамаки»: ...Батько дгда просить, щоб той розказав Про Колгiвшину, як колись бувало. Як 3алгзняк, Гонта ляхгв покарав. Столгтнгi очг, як зорг, сгяли. А слово за словом смгялось, лилось: Як ляхи копали, як Смгла горгла. Сусгдгл од страху, од жалю нгмгли. Скачать бесплатно книгу -Уманское чудо -90 страниц+более20 старых фото Уманского парка letitbit http://letitbit.net/download/46790.4ef5819551e3998a39cb173e4c1e/%25D1%2583%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258C.7z.html vip-file http://vip-file.com/downloadlib/063591817476773459145685-46790.4ef5819551e3998a39cb173e4c1e/умань.7z.html | |
Просмотров: 3553 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||